|
"ЗАМЕЛО МЕТЕЛЬЮ"
Жизнь и смерть русского рока
Лучше поздно, чем никогда. Наконец-то увидев изданной книгу Ильи
Смирнова "Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока",
каждый легко согласится с русской пословицей. Статья, которая
легла в основу книги, распространялась в рукописи аж с 1980 года
без подписи автора.
Впрочем, узкий круг "революционеров" и рок - подпольщиков знал имя
ученика профессора Кобрина, молодого историка, защищавшего
диплом по истории казачества, Ильи Смирнова. С 1981 по 1990 год
Илья Смирнов был редактором знаменитых московских самиздатовских
журналов - "Ухо", "Зеркало" и "Урлайт". Журнал-то, в сущности,
был один, но, как всякий конспиратор, менял паспорта, менял
имена.
Смешная подробность - на заднюю обложку книги вынесены нелестные
отзывы о личности автора комсомольской прессы 80-х годов. Так
сказать, западная традиция оформления карманных книжек, но
вывернутая наизнанку: "антисоветчик, огранизатор нелегальных
концертов". Но это единственная деталь в облике книжки,
напоминающая о Западе. Типография ВВЦ сделала все возможное,
дабы напомнить о самиздатовском происхождении книги.
Примирившись с ужасным видом изделия (труднее это сделать
художнику Василию Гаврилову и авторам приличных, хоть и архивных
фотографий), начнем читать.
Это не рукопись 85-го года. Точка в книге была поставлена в
1991-м - когда, по мысли автора, настала смерть феномена,
именуемого русским роком. "Кратким оказался период свободы", -
заметил . Александр Рудницкий, в прошлом посетитель
рок-концертов, ныне директор эстонской фирмы ЭДУССАМ, без
которой книга не увидела бы света.
Вот они - веселые молодые мальчики, с гитарами. Александр
Башлачев, Виктор Цой, Михаил Науменко, Георгий Ордановский -
поминальник русского рока. Другие сопьются, исчезнут из поля
зрения. Третьи выйдут в тираж. Музыкантов хотя бы помнят, а
люди, заплатившие за наше с вами право на рок, не удостоены даже
строчки в отечественных рок-энциклопедиях. Умер Артур
Гильдебрандт, вышел из тюрьмы инвалидом Володя Литовка,
по-прежнему работает врачом на бюджетную, зарплату Тоня Крылова
- первые менеджеры; карьеру сделали другие те, что писали на них
доносы.
Илья Смирнов не сводит историю к достоинствам и недостаткам
участвовавших, в ней лиц. Трагический финал - конец целого
движения - предопределен не то судьбой, не то объективными
законами развития. Три составные части книги образуют сюжет
авантюрный и драматический. Первая - историческая: рок-н-ролл
рассматривается в контексте "большой" истории того же времению.
Вторая - культурологичетический. Первая - историческая:
рок-н-ролл рассматривается в контексте "большой" истории того же
времени: Вторая - культурологическая. Смирнов - убежденный
сторонник точки зрения на отечественный рок как на искусство,
синтезировавшее западную музыкальную и родимую бардовскую
поэтическую традиции. Третья часть, по определению самого
автора, - "записки рок-диверсанта". Это живые, остроумные
воспоминания о том, как весело все начиналось, - о выступлениях
"Аквариума" на химзаводе в Перове, о первых появлениях в Москве
Михаила Науменко и группы "Зоопарк" и панковских вечеринках во
Дворце культуры города Люберцы.
Книга называется строкой из песни Александра Башлачева - "Время
колокольчиков". Настроение ее легко передается четверостишием
поэта:
"Ставили артелью - замело метелью.
Водки на неделю - да на год похмелье.
Штопали на теле, к ребрам пришивали.
Ровно год потели - да ровно час жевали.
Презентация книжки была обставлена, как поминки. Лучший
художник
московского рок-самиздата Юрий Непахарев сделал для книжки
маленький гробик.
Художник-авангардист Константин Звездочетов
развесил по стенам увеличенные этикетки старых дешевых вин и
портвейнов. На столе лежала колбаса (чуть не написала: "по два
двадцать") и плавленые сырки. А происходила сия церемония в двух
шагах от Кремля, в банке."Гостиный двор", где теперь работают
бывшие студенты МИФИ, некогда организаторы подпольных концертов
Стас Воронин и Игорь Простаков. Игорь Простаков - один из
авторов книги, благо ему принадлежат уникальные фотографии
молодого Виктора Цоя с Алексеем Рыбиным, Гребенщикова в обнимку
с Макаревичём, Миши Науменко с Сергеем Рыженко.
(история на канале «Культура»).
Марина Тимашева: А сейчас том, как развивается
национальное единение и согласие на историческом фронте. Как я понимаю,
непредсказуемое прошлое очередной раз меняется на глазах при активном
участии деятелей культуры.
А.М.: Сначала ликвидировали "день 7 ноября, красный день
календаря", альтернативный ноябрьский праздник готовили так спешно, что
толком не согласовали старый и новый стиль: какое историческое событие
отмечаем? Потом - торжественное перезахоронение генерала Деникина и
публициста Ильина, за чем, по логике примирения, должно было следовать
такое же перезахоронение того, с кем Деникин воевал - Троцкого, - но
последовали-то, наоборот, административные шевеления вокруг мавзолея
Ленина, как бы его убрать подальше. Следующая жертва примирения - поэт,
написавший о Ленине: "Застенчивый, простой и милый, Он вроде сфинкса
предо мной, Я не пойму, какою силой Сумел потрясть он шар земной? Но он
потряс... Шуми и вей! Крути свирепей, непогода, Смывай с несчастного
народа Позор острогов и церквей". О поэте уже готова - аккурат к 7
ноября - мыльная опера, которая смоет кое-что другое. Всё, что мы учили
в школе. На самом-то деле Сергей Есенин был не тем, кем он был, думал не
то, что писал, и умер не от того, от чего на самом деле. Вы меня только
не выдавайте, но я вам заранее скажу по секрету - в порядке примирения,
- что Есенина убили русофобы - большевики. Так же, как Тутанхамона и
Роджера Экройда.
Марина Тимашева: Примирение получается несколько
одностороннее, вроде раздела имущества в комедии "Свадьба в Малиновке".
Но вряд ли нормальный человек станет изучать историю по сериалам.
Илья Смирнов: Правильно. И что бы ни сотворило семейное
предприятие Безруковых с Есениным, им всё равно не превзойти историков с
ТВ-канала "Культура". Сформировался штамп: всё, мол, телевидение
тупое, кроме "Культуры". А ведь нормальные передачи и фильмы
случаются на любом канале, особенно к 3 часам ночи. Если же взять
"Культуру", то там, как правило, хороши архивы, а всё сколько-нибудь
актуальное в прайм-тайм - такое же культурное, как и везде. В
понедельник вечером нажимаю самую культурную кнопку, вижу группу
завсегдатаев Останкина, рассуждающих о том, что народ гуманитарно
невоспитан, потому что соответствующая литература печатается мало и до
провинции не доходит. А следующая за этой дискуссией телепередача как
раз и показала пример высокой гуманитарной учёности. Под вывеской "Премьера
русского абсурда" появляется вальяжный господин с бородкой, этакий
чеховский интеллигент. Или горьковский из "Дачников". И
рассказывает историю Первой русской революции, столетие которой
приходится как раз на 2005 год. Центральная героическая фигура, вокруг
которой строится повествование - великий князь Сергей Александрович
Романов, многолетний московский генерал-губернатор и командующий военным
округом. Оказывается, ещё в 1896 г. к коронации племянника - Николая
Второго - под его руководством была проделана "огромная
подготовительная работа". А случившаяся потом "трагедия"
стала "поводом" для дискредитации властей.
Марина Тимашева: Имеется в виду знаменитая Ходынка?
Напомните, что там случилось на самом деле.
А.М.: Официально 1389 убитых. Позвольте, я отвлекусь от
телевизора и процитирую очевидца. Не революционера, а одного из
Романовых, великого князя Александра Михайловича:
"Раздача подарков народу должна была иметь место в 11 час. утра...
Всё увеличивавшиеся толпы московского люда собрались в узких улицах... -
Ради Бога, осторожнее, - кричал командовавший офицер, - там ямы! Его
жест был принят за приглашение. Вряд ли кто из присутствовавших знал,
что Ходынское поле было местом учения саперного батальона. Те, кто были
впереди, поняли свою роковую ошибку, но нужен был целый корпус, чтобы
остановить этот безумный поток людей. Все они попадали в ямы, друг на
друга, женщины, прижимая к груди детей... В три часа дня мы поехали на
Ходынку. По дороге нас встречали возы, нагруженные трупами ... Вечером
император Николай II присутствовал на большом балу, данном французским
посланником. Сияющая улыбка на лице великого князя Сергея заставляла
иностранцев высказывать предположения, что Романовы лишились рассудка".
Цитата из источника. А по телевизору тем временем рассказывают, что
Сергей Александрович был достойным и глубоко верующим человеком. Только
вот своих детей у великого князя не было, "очевидно, здесь кроется
какая-то тайна великокняжеской семьи". Мы, дескать, этого касаться
не будем и другим не советуем.
Как в старом анекдоте: "Почему ваша деревня называется Гомосеково? - Не
знаю, очевидно, здесь кроется какая-то тайна. Сейчас спрошу у жены..."
Тайна открывается набором в поисковой системе имени великого князя. Его
достойный образ украшает две категории сайтов: клерикально-монархические
и ещё кое-какие (ни один атеист не додумался бы их так повенчать). Про
генерал-губернатора в первопрестольной даже сложили поговорку: "Москва
стоит на 7 холмах и на 1 бугре". Поясняю: жаргон начала века
отличался от нынешнего, и то, про что сейчас говорят "геи" или
"голубые", называли "бугорством".
Марина Тимашева: Но это уже, наверное, личное дело
великого князя и его жены.
Илья Смирнов: Да, как говорится, "мы его уважаем не только
за это". Хотя с точки зрения молодых военных, подчинённых по службе
таким "глубоко верующим", дело не совсем личное, правда? А
главное - простите, какими ещё свершениями прославился
генерал-губернатор? За что ещё его уважать? Если не за Ходынку - так
что, за выселение евреев? Наш просветитель из ящика касается этого
вскользь, опять же - мелкий "повод", поэтому обращусь к материалам
научной конференции "Великий князь Сергий Александрович (1857-1905) в
истории русского государства и культуры". Кроме шуток, случилась у
нас в этом году ещё и такая.
"Одной из многих мер по наведению законности стало распоряжение по
борьбе с "нелегальной иммиграцией". К 90-м годам Москва оказалась
наводнена лицами, не имеющими законных прав на проживание. Значительную
часть составляли евреи из черты оседлости, много лет свободно
проживавшие в Москве. Для выявления и выдворения их на родину властями
были изданы специальные распоряжения, создан фонд для поощрения
дворников... За каждого выявленного еврея дворник получал в полиции 3
рубля. Энергичные меры руководства города по наведению в нем порядка
поощрялись Сергеем Александровичем, а люди, их проводившие, чувствовали
неизменную поддержку Великого князя".
Марина Тимашева: Что мешает прямо обсуждать эти темы:
вроде бы, для современного телевидения ни антисемитизм, ни
гомосексуализм - не наказуемы и не запретны?
А.М.: Возникают неудобные вопросы. Например: первая
попытка покушения на великого князя. Дети в его карете: из-за них Иван
Каляев отказался от покушения (кстати, вот принципиальное отличие
эсеровских террористов от нынешних басаевских). Чьи это мальчик и
девочка, если своих у Сергея не было? Ага, опального брата Павла. Вина
Павла перед страной и религией состояла в том, что он, вдовец, вступил
во второй брак - не в блуд, поясняю, а в брак - с неподходящей по званию
женщиной. За это страшное преступление его выслали, а детей наш святой
царь передал на воспитание - кому? Высоконравственному Сергею? Слушайте,
может, мы кого-то не того канонизировали?
Кроме этих светлых личностей - что ещё телезрителям надо знать о
революции 905 года?
Что революция - смертельная схватка "подпольной России" с
"легальной". Понимаете? Подполье - это университетские профессора и
актёры Художественного театра, граф Толстой, доктор Вересаев и
пролетарий Максим Горький, союз инженеров, в общем, все, кому не
нравилось вот такое правление Романовых. Зато черносотенный деградант по
три рубля, поджидавший за углом с кастетом студента, желательно
нерусской наружности и одетого побогаче, чтоб была прибавка к
полицейскому гонорару - этот предшественник скинхэдов, оказывается,
опора легального правопорядка. И вообще, "абсурд - основное
содержание русской революции".
Господи, сказали бы сразу: абсурд - основное содержание русской истории.
И знать-то её зачем, если всё равно абсурд? А на десерт - дежурные
рассуждения об ответственности интеллигенции. Не поддержали поэты и
писатели Сергея Александровича в его заботах "по наведению порядка" и
религиозной нравственности. Хотя, признает телеведущий, была и другая,
более сознательная интеллигенция. Василий Розанов, например.
По-моему, канал "Культура" явил России третью (утерянную) часть
бессмертного произведения Ильфа и Петрова. Как "Союз меча и орала",
придя к власти, занялся историческим просвещением населения.
Марина Тимашева: Не смешно. Насколько я помню, Розанова
из-за его выступлений по делу Бейлиса подвергли бойкоту, даже из
Религиозно-философского общества погнали. У настоящих интеллигентов был
нравственный иммунитет...
А.М.: Да, а нынешним всё божья роса - Розанов, Проханов,
"Месяц в Дахау", "Брат-2" с "Полумглой", вплоть до памятника
группенфюреру фон Паннвицу у метро Сокол. Тоже ведь с большевизмом
боролся. Спорить тут не о чем, люди, как правило, читали те же книги,
что и я, просто выполняют заказ той части номенклатурно-финансовой
олигархии, которой душевно близок великий князь Сергей. Опять же -
хозяин барин.
Здесь юный лимоновец злорадно предсказал бы им общую судьбу.
Но мы-то не лимоновцы. История учит, в частности, тому, что
разваливающийся социальный организм потом падает на головы не только
виновным, но и всем остальным гражданам. Поэтому примирение было бы и
впрямь наилучшим выходом. Чтоб наша элита пришла в норму, как викинги,
которые осели на землю и стали из грабителей нормальными для своего
времени феодалами. И я понимаю правительство, когда оно ищет
объединяющую идею. Но ищут не там. Белые ведь потому и проиграли, что
идеология, которую - с вариациями - разделяли Николай и Сергей Романовы,
Победоносцев, Распутин, Иоанн Кронштадтский, Иван Ильин и пр., она была
полнейшим анахронизмом ещё в начале века. Продукт эксгумации вряд ли
окажется жизнеспособнее. Да и нужно ли стране, которая может гордиться
первопроходцами космоса и победителями 45-го года, разнообразить свой
пантеон организаторами Ходынки?
Озвучено И. Смирновым в программе «Поверх барьеров, российский час»
радио «Свобода» 3.11.2005.
С. Ю.
Вертьянов. Общая биология.
Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений с преподаванием
биологии на православной основе.
Под общей научной редакцией доктора биологических наук М. Г. Заречной.
М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005
Если в аптеке к покупателям начнет приставать неаккуратно одетая женщина
и, блестя металлическими зубами, предложит: «Позолоти ручку, платиновый,
я тебе расскажу, что с головой было, чем печень успокоится…» – этот
бизнес вряд ли принесет большой доход. Слишком уж он откровенный. Да и
трудно будет его в аптеке легализовать.
Но берем ту же прилипчивую даму, причесываем, одеваем в белый халат,
заставляем выучить наизусть несколько наукообразных словосочетаний типа
«рефлективные участки головного мозга» и сажаем посреди аптеки за
компьютер с простенькой учебной программой по анатомии для 1-го курса. И
готово! «Компьютерная диагностика всех органов и систем», включая
«анализ крови без ее забора». За право посмотреть, как тетя в белом
халате играет в компьютерную игру, – по 400 рублей с клиента. А
медицинским чиновникам намного удобнее собирать с этой «диагностики»
свой законный процент – ведь не с каким-то неопрятным жульем имеешь
дело, а, можно сказать, с коллегами по науке.
Подобным же образом устроен шедевр учебного книгоиздания, который мы
сегодня с удовольствием представляем почтеннейшей публике.
Никакого мошенничества! Все по науке!
«Религиозно-ориентированное» произведение С. Ю. Вертьянова – М.
Г. Заречной тщательно замаскировано под нормальный учебник биологии.
Обложка классическая – виды живой природы. Список редакторов по главам с
указанием ученых степеней. Аннотация: «Учебник разработан в
соответствии с современными образовательными стандартами и школьными
программами, структурно соответствует действующим школьным учебникам».
И далее глава за главой – биохимия, цитология, генетика… – идет вполне
вменяемый текст. Допускаю, что у специалистов могут быть к нему какие-то
претензии, но на то они и специалисты. А простой гражданин читает: «…молекулярная
масса инсулина – 5700, а гемоглобина – 65000. Эти гигантские соединения
называются макромолекулами…» – и проникается к авторам уважением.
Серьезная наука. Правда, среди науки время от времени всплывает что-то
из другой оперы: «Удивительная приспособленность воды к
жизнедеятельности всех организмов приводила многих исследователей к
мысли о премудрости Творца» (с. 10). Или: «Преображение
неказистой гусеницы в красивую и легко порхающую бабочку, как и
вырастание стройных колосьев из упавших в землю семян, образно
напоминает человеку об ограниченности земной жизни и необходимости
готовить себя к жизни вечной» (с. 103). Но эти заметки на полях не
нарушают общей логики. Конечно, к биологии они не имеют отношения, но по
существу-то возразить нечего: в конце концов, порхание бабочки вызывает
у каждого его собственные лирические ассоциации, а автор с самого начала
не скрывал, что он человек верующий. Примем это как данность и не будем
раздражаться по пустякам…
Только со страницы 177-й начинаются не пустяки, а то главное, ради чего
и затеяли весь проект. Субстанция закачивается в несчастные юные мозги с
10-й главы по 13-ю. А потом… опять наука, на сей раз экология. Но мы-то
знаем, что запоминается последнее слово. Поэтому в самом конце, на
сладкое – подборка высказываний крупнейших биологов, как то: Иоанна
Кронштадтского, Владимира Киевского, Варсонофия Оптинского и пр.
корифеев естествознания.
Но вернемся к основному содержанию, которое замаскировано в середине
книжки. Я вам приведу несколько примеров, а вы, дорогие читатели, сами
решите, как определить жанр и не являются ли выражения «ахинея» и «бред»
оскорбительными для наипочтеннейших авторов пособия. Глава 11-я
называется по-ученому: «Биостратиграфия». График – куда же в
науке без графика? Называется «Продолжительность жизни людей» и
показывает, что эта самая продолжительность вовсе не возрастала, как до
сих пор полагали несознательные историки и врачи, а, наоборот,
неукоснительно снижалась. С 970 лет аж до 110 на 23-м «поколении».
«Поколение», если кто не понял, – это такая единица измерения
времени. Научное объяснение феномена: «При постоянстве климата вся
получаемая от Солнца энергия переизлучается в мировое пространство в
тепловом диапазоне. В древности задерживаемое тепло шло на поддержание
весьма теплого климата от экватора до полюсов. Планета напоминала
большой парник. Как известно из Книги Бытия, люди жили по 800–900 лет. В
те времена многие существа были мощнее и, вероятно, также имели большую
продолжительность жизни. Динозавры достигали огромных размеров, ведь
пресмыкающиеся растут всю свою жизнь!.. Если продолжительность жизни
древних людей нанести на координатную плоскость, то получится наглядный
график быстрого их (кого «их»? – А.М.) сокращения после Потопа.
«Период полураспада» допотопной человеческой природы составил примерно
четыре поколения: продолжительность жизни за этот срок постепенно
сократилась втрое. С чем это связано? Возможно, в древней атмосфере из
молекул воды под действием солнечного излучения формировался добавочный
озоновый слой. Такой двойной экран из паров и озона мог надежно
задерживать вредное космическое излучение, приводящее к мутациям,
сокращающим продолжительность жизни» (с. 234–235).
Вам этого мало? Так узнайте же, о пытливейшие из всех школьников, что в
недалеком прошлом «все существа (как бы это ни казалось нам
необычным) питались растительной пищей… Пищеварительная система льва
настроена на свежее мясо, но в кризисных ситуациях львы могут питаться и
овощами… Самке комара для размножения необходим гемоглобин, и поэтому
она пьет кровь. А самец обходится только соком растений. Возможно,
древние растения содержали гемоглобин в достаточном количестве, и самкам
комара хватало растительного сока» (с. 212).
А вот как раскрыт сюжет, имеющий непосредственное отношение к моей
специальности, т.е. к истории – «Происхождение человека». То, что
«человек не произошел от животного… он появился на Земле сразу в
своем человеческом виде», надеюсь, понятно. Сенсация в другом. «Тщательное
исследование зубов и челюстей останков показало полную тождественность
неандертальцев с современными людьми… Американская антропологическая
ассоциация признала, что они походили на обезьян не более многих
современных датчан и норвежцев (интересно, почему норвежцев, а не
американцев, если ассоциация американская? – А.М.)… По мнению ученых,
неандертальцы – обособившаяся раса людей, в организмах которых
хронически не хватало витамина D, должно быть, по причине сурового
климата… Неандертальцы жили в пещерах вблизи громадной ледовой шапки,
покрывавшей Землю, и часто переносили заболевания рахитом и артритом,
приводившим к характерным изменениям скелета» (с. 257).
Прямо по анекдоту: «Это я болею, а вообще-то я белая и пушистая». Дальше
– больше. Оказывается, питекантропы и синантропы тоже «полноценные
люди, принадлежавшие к вымершим племенам с некоторыми особенностями
строения скелета» (с. 254).
Вспомним замечательный график «Продолжительность жизни…».
Получается, то самое первое поколение людей, которое жило 900 лет, – это
как раз питекантропы. Более древних людей «биология» г-на
Вертьянова не предусматривает, более древние – просто «обезьяны».
Видит Бог, на картине Рубенса Адам и Ева куда как симпатичнее…
Спорить с сочинителями такого «учебника», извините, не о чем. С таким же
успехом можно затеять научную дискуссию со сказкой «Старик Хоттабыч» или
с новогодним детским утренником. Вопрос в другом. И к другим людям. К
настоящим ученым, включая знаменитых академиков, которые никак не
наиграются в «Духовное Возрождение» и продолжают рассуждать на
конференциях о «равноправных альтернативах» и о «сотрудничестве науки с
религией» в сфере образования.
Вот он – конкретный пример «взаимного обогащения».
Нравится?
И ведь не сошлешься на происки каких-то экстремистски настроенных
группировок духовенства, которые объявляют крестовый поход то против
штрих-кода, то против презервативов, то против естественных наук, –
потому что на первой же странице «учебника биологии для 10–11 кл.»
напечатано большими буквами: «По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II».
Воспроизведу с той же страницы список, извините за выражение, научных
редакторов. Народ должен знать не только своих героев, но и своих
просветителей. Д.б.н. М.Г.Заречная, к.б.н. Н.А.Лунина, д.б.н.
А.С.Карягина, д.и.н. П.В.Волков, к. г.-м.н. А.В.Лаломов, биолог
А.С.Хоменков, к.б.н. М.С.Буренков, к.б.н. Е.Б.Родендорф.
К сожалению, даже такой представительный синклит не может одной только
силою научной мысли (молитвы) вернуть человечество в счастливые времена
нижнего палеолита, когда 900-летние обезьянолюди ездили верхом на
травоядных тиранозаврах по зарослям клюквы, развесистой и очень богатой
гемоглобином. Зато они могут другое. Добиться того, чтобы в реальной
стране по имени Россия молодые поколения как можно больше походили на
неандертальцев если не внешним обликом, то уровнем образования.
Первая публикация: в газете "Первое сентября", 2005 г., №40
Рецензия на книгу: Богданов А.П. История России до Петровских времен.
10-11 кл.: Пробный учебник для общеобразовательных учебных заведений. –
М.: Дрофа, 1996.
Автор в поисках жанра
(Вместо предисловия)
Непонятно, как рассказывать об учебнике А.П. Богданова «История до
Петровских времен». В «Первом сентября» публикуются самые
нелицеприятные рецензии на учебники. Но что ставится в вину авторам? В
учебнике по химии приведено неправильное значение массы атома водорода.
В учебнике литературы распорядок дня Онегина изложен не совсем точно. Но
помилуйте! Отдельные ошибки допускали даже В.И. Ленин и апостол Петр.
Главное – что ни в одном из раскритикованных учебников не написано, что
Евгений Онегин – английский химик, впервые получивший трансурановые
элементы выпариванием огуречного рассола.
А учебник Богданова настолько уникален, что человек, который всерьез
возьмется его ругать, сам оказывается в нелепом положении.
Остается только хвалить…
«Широкая дорога мудрости…»
(Опыт хвалебной рецензии)
«Учебник – малая часть Истины, – скромно предупреждает автор в
предисловии, – в нем лишь важнейшие знания об истории наших предков…
Широкая дорога мудрости открыта гражданину вековым трудом историков…»
(с. 8). В чем преимущество учебника А.П. Богданова перед любым другим?
Если обычный учебник обогащает знаниями школьников, то «История
России до Петровских времен» может и профессору (не говоря уже о
доцентах) поведать немало такого, о чем он, возможно, не подозревал.
Например, что город Старая Русса основан в 2395 г. до нашей эры (с. 26).
Что «к середине II тыс. до н.э. «славяне»
заселили большую часть Европы» (с. 19). Что «непревзойденные
хвастуна» поляки «поклоняются больше Богородице, чем Христу» (с.
38), причем Богородица – просто новое имя, которым стала называться
«Мать Сыра Земля» после принятия христианства (с. 20). Специалисты
благоговейно ознакомятся с перепиской Александра Македонского и
«русских князей Великосана, Асана и Авесхана» (с. 28) – даже в
многотомной «Истории дипломатии» не отыскать ничего подобного. А здесь
пожалуйста – полный текст послания Александра Филипповича,
«подписанного царскою великодержавною правицею». А.П. Богданов также
сообщает нам, что «славянские женщины особенно красивы, умны, добры и
трудолюбивы. Ведь они воплощают исконный идеал большей части
индоевропейских народов» (с. 20). Понятно, столь решительное
утверждение не могло быть взято с потолка. За ним, надо полагать, стоят
годы самоотверженных исследований среди женского контингента разных
национальностей на предмет сравнительной красоты и доброты. Интересно,
автор учебника осуществлял изыскания в одиночку – или члены Федерального
экспертного совета помогали?
Мусульманам будет полезно узнать, что у них «священники мало зависели
от государственной власти и чтились едва ли не выше ее» (с. 68) – не
халифы ли имеются в виду, которые «чтились» выше самих себя? А
вот привет христианам: «традиционное добродушие к иным богам не
сменилось у православных обычной христианской ненавистью» (с. 71).
Между прочим, злодеи христиане (терминология А.П. Богданова) при
Владимире Святом уничтожили «прежние славянские книги» и «в
школах стали учить не древнему славянскому письму, а новоизобретенной
кириллице» (с. 70).
Особенно удаются автору простые и непринужденные объяснения сложных
исторических явлений. Например: «Упрямство, с коим иранская группа
племен пошла против солнца, объясняет характер афганцев, которых никто
не может завоевать» (с. 19). Или версия покорения Казани при Иване
Грозном, видимо, предназначенная Министерством общего и
профессионального образования РФ специально для Татарстана – для
укрепления дружбы народов в этой республике:
«Татарской Казани больше не было… Ручейки крови журчали в сточных
канавах… Но множество жителей – освобожденных рабов – со слезами радости
приветствовали своих избавителей громкими криками. Это была настоящая
Казань – ведь построили ее и наполнили богатством русские, составлявшие
большую часть жителей. Отныне кончилось их рабство, а всем подданным
бывшего Казанского ханства, даже упорно сражавшимся против русских,
объявлена была милость и даны все права» (с. 199).
Однако А.П. Богданов умеет быть и сложным, даже противоречивым. Ведь
Иван Грозный, задолго до Николая II и Михаила
Горбачева давший россиянам «все права», в следующей главе
предстает турецким агентом. «В 1569 году русская разведка отлично
знала о всех деталях турецкого наступления. Тщательно разработанные в
Стамбуле и … Бахчисарае военные и политические планы были тайно
скопированы и доставлены в Москву. Разведчики не могли поверить, что
царь постарается обеспечить успех этих планов, рассредоточив войска
подальше от театра военных действий» (с. 211).
Свои новаторские концепции автор излагает замечательным литературным
языком – ни с каким другим историком его не перепутаешь: «Напрасно
советуют, скажем, какому-нибудь президенту: “Не шагай с обрыва,
нехорошо выйдет!” “У-у-ух!” – только и говорит президент, летя в
пропасть вместе со своими советниками и народом. Более “мудрые”
президенты отправляют вместо себя в опасные места только что окончивших
школу молодых ребят» (с. 4). Из этого эмоционального пассажа, крайне
уместного в школьном учебнике истории, становится понятно: хорошие
президенты отправляются в «опасные места» сами (как странствующие
рыцари). На худой конец – посылают туда только что вышедших на пенсию
стариков.
А.П. Богданов смело вторгается с «широкой дороги исторической
мудрости» в другие научные дисциплины. Он убедительно объясняет
разделение языков: «Как гласит русская легенда, дети больше учатся от
матери, поэтому язык индоевропейцев очень скоро разделился на наречия
языки, а потом и языковые группы» (с. 18). А вот чеканная
формулировка, которая пригодится искусствоведам для определения жанров:
«Мелодраму можно определить как столкновение правды и неправды.
Трагедия – это столкновение между собой двух правд или двух неправд»
(с. 265). Исходя из данного определения, «Мальчиш Кибальчиш» –
мелодрама, а «Двенадцать стульев» – трагедия.
Нельзя не согласиться с Федеральным экспертным советом. Даже беглого
знакомства с учебником «История России до Петровских времен»
достаточно, чтобы рекомендовать его. Особенно в качестве подарка друзьям
к Новому году или другому веселому празднику. Если наши друзья хоть
немного интересовались историей, они должны это оценить. Особенно
выдающиеся фрагменты можно зачитывать вслух за столом, перемежая
тостами: «За славянских женщин, самых красивых в мире!» или просто «У-у-ух».
Авесхан Македонский,
народный эксперт
P.S. Всем весело.
Жаль только школьников, которым вместо настоящей науки придется
осваивать «важнейшие знания об истории» никогда не существовавших
«русских князей Асана и Авесхана». Как им потом сдать экзамены в
приличный вуз?
Первая
публикация: «Первое сентября».
10
февраля 1997. № 4.
Сизанов А.Н., Хриптович В.А.
Модульный курс профилактики курения.
М.: Вако, 2004
4
Это не новый анекдот. Это
очередное учебное пособие.
Дословно воспроизвожу одно из заданий:
“Представьте, что в компании, на вечеринке вы встретили 6 девушек,
сидящих в зале. Позиции их ног перед вами”. Иллюстрация: 6 нижних
половин женского тела, слегка прикрытых мини-юбками. “В течение 20
сек. из 6 позиций выберите две: той девушки, чья поза вам кажется
наиболее привлекательной и не склонной к курению; и той, которая, судя
по позиции ног, вас менее всего привлекает, и она склонна к курению.
Затем среди обозначенных в тексте номеров позиций положения ног (они
соответственно и обозначены: наиболее и наименее) найдите полученное
вами сочетание и прочитайте “характеристику” – не только свою, но и той
девушки, которая лучше других подходит вам в качестве будущей спутницы
жизни. Если же вы останетесь недовольны результатом, выберите позиции
положения ног еще раз, но уже будьте внимательнее” (с. 203).
Вы спросите: какое это имеет отношение к профилактике курения? Отвечаю
честно: понятия не имею. Рецензируемая книга – не простой курс, а “модульный”.
“Модули” – это, если кто не в курсе, обрывки, надерганные из
разных отраслей знания. Замена традиционных научных дисциплин на модули
– важнейшая составляющая Болонского лохотр… простите, “Болонского
процесса”.
Как решали бы проблему профилактики курения педагоги, воспитанные в
советской тоталитарной традиции? Соответствующий параграф включается в
курс анатомии и физиологии человека. Основное содержание – данные
медицинской науки + иллюстрации, которые дают наглядное представление о
раке легких, гортани или о таких “безобидных” на онкологическом фоне
заболеваниях, как ХОБ (хронический обструктивный бронхит). Заметим для
сравнения, что в модульном курсе иллюстрации практически отсутствуют,
если не считать таковыми пару плакатиков типа “Подумай!” (и
вышеупомянутые ножки). Поскольку никотиновая зависимость – болезнь
социальная, параграф следовало бы дополнить сюжетами из области
психологии (пресловутое “а слабо тебе!” как механизм манипулирования
подростком) и новейшей истории, т.е. опытом тех зарубежных стран,
например США, которые успешно сочетают антиникотиновую пропаганду с
государственным принуждением по отношению как к самим курильщикам, так и
к табачным компаниям (разорительные штрафы и налоги). С помощью учителя
химии можно поставить опыт с простеньким самодельным кальяном: во что
превращается вода, через которую пропустили дым от сигареты. Как эта
жидкость выглядит и пахнет. Вывод: нужно быть настоящим бараном, чтобы
платить деньги за то, что твои легкие превращаются в помойку для дряни,
которой американцы и европейцы не хотят травиться сами, потому-то
табачные корпорации и сбывают ее в “третий мир”.
Проблема курения довольно проста: с одной стороны, объективное научное
знание, с другой – безволие, глупость и корыстное их использование
заинтересованными господами. Это можно объяснить любому нормальному
подростку на пяти-шести страничках. И не ровен час, он и в самом деле
бросит сигарету. Вокруг чего же тогда проводить бесконечные
социологические исследования, тестирования и просто словопрения по
мотивам курения, мотивам отказа от курения, мотивам отказа от отказа от
курения и т.д. по принципу “у попа была собака”?
Вот тут-то мы и вырываемся из тумана холодного прошлого (тоталитарного)
на широкий простор “Открытого общества”. “Модульный курс” – это
270 стр. мелким шрифтом почти без иллюстраций. Чем же они заполнены?
Введение – “Методический инструментарий модульного курса”.
Написано живым и ясным русским языком, языком Пушкина и Ключевского:
“Стратегическая целостность определяет единую, целостную стратегию
оздоровительно-профилактической деятельности, обуславливающую основные
направления и конкретные мероприятия для образовательного учреждения;
многоаспектность предполагает позитивное развитие ресурсов личности…”
(с. 6). Основной объем книги – планы конкретных занятий, расположенные в
порядке возрастающей (как бы) сложности: “5 класс” “6 класс”
и т.д. На учебный год приходится по восемь уроков профилактики курения.
Материалы к ним подобраны с исключительной фантазией. Первое же задание
в пособии озаглавлено “Мордашка – зеркало души”, к курению имеет
не больше отношения, чем женские ножки, и адресовано, как я с изумлением
обнаружил, не пятиклассникам, а их наставникам, которых таким образом
готовят к миссии модульного педагога. Обрывки медицинской информации
соседствуют со стихами А.С.Пушкина – воспроизведен полный текст
стихотворения “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, которое
надо рассмотреть с точки зрения… “комплекса неполноценности” (с.
252). Канцелярский “методический инструментарий” перемежается
детсадовскими играми. Восьмиклассникам (!) на полном серьезе
предлагается задание “Веселые животные”: “…двигаются по кругу,
изображая по сигналу ведущего какое-либо животное” (с. 134). А как
вам нравится такое занятие: “Ученики становятся в круг, держась за
руки. Каждый по очереди говорит: “Я могу сказать “нет” табаку!” После
каждого высказывания вся группа повторяет эту фразу, ритмично хлопая в
ладоши” (с. 107). Похоже на вальдорфскую школу, где урок геометрии
состоит в том, что 13-летние подростки раскрашивают в разные цвета круги
и треугольники. Если авторы пособия в чем последовательны, то как раз в
пропаганде подобного рода педагогики торможения. “Если ученик
высказывает ложное представление или неправильное суждение, отреагируйте
на это примерно так: “Многие школьники и взрослые согласились бы с
тобой. Однако известно, что…” Таким образом, ученик не будет
поставлен в неловкое положение…” (с. 10). Рекомендации типа «разрешите
покапризничать» (с. 37) разбросаны по всей книге.
Вы спросите: есть ли в ней что-то ценное? Есть. Но обрывки знаний тонут
в пустословии. “Вы, наверное, уже поняли, о чем речь: курение – это
не причина всяких медицинских ужасов (?! – А.М.) Это просто еще
один признак того, что человек чересчур и часто понапрасну озабочен
миром, в котором он живет…” (с. 60). Полезный вывод, не правда ли? “Информ-дайджест
“Что ждет тех, кто откажется от курения?” (с. 221 и далее) устрашает
муками абстиненции. Он явно заимствован из взрослой литературы. Но
школьники, как правило, курильщики с очень небольшим стажем, у них это
еще не болезнь, а дурная привычка в прямом смысле слова. Зачем же пугать
понапрасну? Чтобы “научно” обосновать элементарное безволие? Мол, я бы и
рад бросить, но с первого же дня без сигареты у меня до того усилился
кашель и так замучили запоры, да к тому же еще позвали на день рождения
к приятелю – волей-неволей приходится снова закурить.
Специальное занятие посвящено рекламе. Казалось бы, цель благая –
предостеречь от излишней доверчивости. Но как она решена? Параграф
начинается словами: “Реклама – это процесс информирования населения о
товаре, ознакомления с ним, убеждения в необходимости его покупки”.
Далее – три страницы наукообразной зауми про “когнитивные компоненты”
(с. 152 и далее). Спору нет – реклама как информирование действительно
существует. Но она занимает небольшой сектор рекламного рынка и обращена
по преимуществу к профессиональному потребителю. То, с чем повседневно
сталкивается подросток, – никакое не информирование о товаре, а
откровенное промывание мозгов. Применительно к нашим баранам: какая,
скажите на милость, информация о сигаретах содержится в плакате
“Качество в новом измерении” (это бессмысленный набор слов) или в
групповом фото жизнерадостных придурков, которые, затянувшись пару раз,
оказались на за-
морском курорте? То главное, что нужно сказать о рекламе, уже сказано
довольно простыми словами в сказке “Золотой ключик” (бессмертные образы
лисы Алисы и кота Базилио). Если вы действительно заботитесь о ЗОЖ
(здоровом образе жизни) – приучайте школьников к тому, что назойливое
навязывание каких-то товаров само по себе является весомым аргументом за
то, чтобы эти товары не покупать. Правило касается не только табака, но
и пищевого мусора (чипсов и суррогатных шоколадок), приглашений в
игорный притон и пр., вплоть до бытовой химии, которая стоит в 2, 3, а
то и в 7 раз дороже, чем аналогичная продукция скромных отечественных
производителей.
Отдельный параграф “Распространенность курения среди подростков”
вселяет надежду на то, что учителя ознакомят со статистикой. Напрасная
надежда – бумага потрачена на “Перечни обстоятельств, затрудняющих с
точки зрения подростков и студентов прекращение курения сверстниками (в
процентах)” (с. 255) и т.п., прости господи, “социологию”.
Забавно еще и то, как упорно авторы пособия предлагают школьникам
выполнять задания на основе некоего “Билля о правах”. “Пользуясь
текстом билля о правах, обоснуйте…” (с. 353 и др.) Лично я ничего не
имею против “Билля о правах”, точнее, биллей, потому что
существует английский 1689 г. и американский 1789-го. Но авторы, видимо,
исходили из предположения, что иностранные законы уже стали настольными
книгами в семьях российского школьника. Такое возможно только в колонии.
Уважаемые модульные методисты, не забегайте вперед!
Резюме. Одна из любимых мантр, повторяемых нашими “реформаторами”,
что старая советская школа навязывала детишкам оторванное от жизни
теоретическое образование, а новая наконец-то даст им полезные
практические навыки (см., например: Обрезание тычинок // Еженедельный
журнал, 2004, № 4).
Вот они – эти “полезные навыки”. Встаньте в круг и, хлопая в
ладоши, исполните хором “Билль о правах”. Потом можно перекурить
и “выбрать позиции положения ног еще раз, но уже внимательнее”.
Первая публикация: «Первое сентября», 2004, № 53.\
Новости историографической
мелиорации,
Или Сам себя не польешь – завянешь
Советская историография. – М.: РГГУ, 1996.
Вышел в свет фундаментальный труд, ничем не уступающий учебнику
А.П. Богданова. Но тот сразу же получил признание общественности – а
новое издание всячески замалчивается. Коллеги – народные эксперты
жалуются, что о нем невозможно напечатать ни строчки. Говорят, в одном
иллюстрированном журнале (в том самом, который подытожил жизнь Жака Ива
Кусто публикацией пошлых сплетен об ученом и его семье) сам главный
редактор оторвался от «банковских войн», чтобы убрать рецензию из
номера. В другой, еще более независимой газете (она накоротке с
П.К. Тацитом) подобную рецензию долго мяли, передавали из отдела в
отдел, крякали над ней и скашивали в сторону глаза (см. «Мастера и
Маргариту») – но так и не напечатали. То ли книга слишком радикальна, то
ли масоны подсуетились, то ли еще какие-то немарксистские факторы –
сообразите сами. А мое дело (как народного эксперта) –прорвать
информационную блокаду.
600-страничный коллективный труд «Советская историография»,
изданный Российским гуманитарным университетом на грант фонда Форда под
редакцией академика РАЕН Ю.Н. Афанасьева и профессора А.П. Логунова,
подводит итог советской исторической науке.
Представьте себе такой же красивый том «Советского балета», где Майя
Плисецкая упоминается два раза, Игорь Моисеев – один, а, к примеру,
Борис Моисеев – раз 80. Нечто подобное изготовили в РГГУ.
С.Б. Веселовский – одно упоминание. А.В. Арциховский – два.
Н.Я. Эйдельман – один раз в ссылке на газетную публикацию: См.
«Московские новости»… Д.С. Лихачев – один раз. И.Я. Фроянов – один
раз. А.А. Зимин – целых пять в перечислении с другими исследователями…
О ком же рассказывается в книге?!
Политпублицист, пишущий под псевдонимом В. Суворов и, строго
говоря, не имеющий отношения к исторической науке, особенно советской,
упоминается около полусотни раз. Взгляды его подробно разбираются
в двух разделах книги. Один из них персонально В. Суворову посвящен.
Но центральная фигура советской исторической науки – все-таки не он, а…
ни за что не догадаетесь кто! Пан директор. Он же редактор книги. Он же
ректор РГГУ академик Ю.Н. Афанасьев.
Постоянные ссылки на Ю.Н. Афанасьева (их трудно подсчитать) выдержаны в
знакомой тональности:
«Наиболее резко и смело выражались в устных и письменных
выступлениях Ю.Н. Афанасьева» (с. 524). «Сплотившихся вокруг
Сахарова, Афанасьева, Ельцина…» (с. 431). «…Связано прежде всего
с общественной, научной деятельностью и исторической публицистикой
Ю. Афанасьева и той, первоначально небольшой, группы историков,
поддержавших его идеи» (с. 456). «Спустя всего пять-семь лет
многие из идей, высказанных Афанасьевым, стали восприниматься как
достаточно очевидные» (с. 471). «Невозможно было обойти проблему
ответственности самого народа за свое политическое и историческое
прошлое. И одним из первых среди историков о ней заговорил Ю. Афанасьев»
(с. 472). (Даже раньше Фукидида! – A.M.)
«Ряд последующих выступлений и статей Ю.Н. Афанасьева ставил точки
над”i”»
(с. 469).
И резюме:
«При всей важности критического потенциала статей Ю.Н. Афанасьева их
историографическое значение, как нам представляется, определяется
ПОЗИТИВНЫМИ ИДЕЯМИ, содержание которых позволяет говорить о своеобразном
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОМ ФЕНОМЕНЕ Ю.Н. Афанасьева» (с. 470).
Действительно – феномен. Сам себя не польешь – завянешь… Особенно
усердствует в его раскрытии профессор А.П. Логунов.
«Кроме советского исторического образования, полученного на
историческом факультете МГУ, – умиляется он, – Ю.Н. Афанасьев,
готовя свои диссертационные сочинения, имел возможность гораздо глубже,
чем его коллеги, изучить французскую историографию» (с. 470).
Кстати, «диссертационные сочинения» – во множественном числе. А
ссылка – только на автореферат докторской диссертации. С чего бы это?
Может быть, потому, что кандидатская называлась «Современная
французская буржуазная историография Великой Октябрьской
социалистической революции»?
Объективность требует признать, что авторов книги интересовали и другие,
менее «глубокие» ученые, в том числе медиевисты Б.Д. Греков,
Л.В. Черепнин, М.Н. Тихомиров. Их научные биографии и взгляды
освещаются, конечно, не столь основательно, как «историографический
феномен», но все же с некоторым вниманием – поскольку они предстают
«лидерами советской исторической науки», которые
«безоговорочно утвердили… марксистские выводы…» Использование
крупных исследователей в роли мальчиков для битья облегчается тем, что
ряд их концепций действительно был тесно связан с официальной идеологией
(как ранее – монархизм Н.М. Карамзина или И.Е. Забелина) и впоследствии
оказался опровергнут. Трудами тех самых авторов, которых авторы
«Советской историографии»
либо вовсе не упоминают, либо упоминают вскользь! (Например, В.Л. Янин
появляется на страницах книги дважды – оба раза в связи с «круглым
столом» в «Вопросах истории», на котором Валентин Лаврентьевич осмелился
не сойтись во взглядах с Ю.Н. Афанасьевым. Видимо, это единственный
след, оставленный академиком Яниным в науке.)
Радикально-реформаторская концепция сборника отражена в заголовках
отдельных статей: «Убитая душа науки», «Кризис исторической
науки», «Наука, не обретшая лица». А «душа» и «лицо»,
стало быть, обретаются только после того, как Юрий Николаевич занимает
должность ректора.
Конечно, и под его руководством в РГГУ не все так радикально
реформировано. Есть вполне традиционные кафедры и даже целые факультеты.
Отмечаются даже кое-какие пережитки исторического материализма. Но и
«Советская историография» – не случайный цветок на ниве нового
гуманитарного образования. О некоторой тенденции свидетельствует,
например, конференция молодых специалистов, проведенная в апреле с.г.
факультетом истории, политологии и права. Во главе, между прочим, с
деканом, вышеупомянутым профессором А.П. Логуновым. Я не стану называть
участников по фамилиям, поскольку они еще не волшебники, а только
учатся. Чему? Вот, к примеру, доклад студента 4-го курса, которого декан
представил как одного из самых подающих надежды:
«Для преодоления интеллектуальной апории, возникающей при любой
попытке определения власти, необходимо отказаться от рассмотрения ее в
качестве реально существующего субъекта (субстанции, феномена и т.п.).
Отказываясь от аксиологического подхода к власти, мы получаем
возможность не рассматривать ее в качестве реально существующей
субстанции…»
Если слить воду, получается, что для определения власти нужно ее не
рассматривать.
Вот она – новая методология исторической науки. Школа «Анналов».
Немарксистская, ох, немарксистская!
Первая публикация: «Первое сентября».
1997. № 10.
«Ломоносов» вместе с «NewScientist”.
Современный мир науки. Новый научно-популярный журнал, №№ 1 – 2, тир.
50000 экз. (*)
Во вводной статье к 1 номеру главный редактор Владимир Лаговской
подчеркивает, что в научно-популярной журналистике он человек не
случайный: «мой отец, почти полвека работая главным редактором
журнала «Наука и жизнь»…
И вот новый научно-популярный журнал, соединивший лучшие традиции
«Науки и жизни» и «NewScientist”
в 50-тысячном глянцевом тираже, отпечатанном в Финляндии.
Но прежде чем выложить за него деньги, имеет смысл ознакомиться с
небольшой подборкой цитат из двух первых номеров. Обратите внимание не
только на содержание, но и на язык, которым изъясняются новые русские
“scientists”.
«Оглядев гостей, корреспондент «Ломоносова» остановил свой взгляд на
двух элегантных джентельменах. Один оказался окружным судьей из
Техаса Робертом Экелзом, а другой –адвокатом Дэниэлом Шеллом. Они
бесспорно принадлежали к той категории читателей, для которых глянцевые
журналы не жалеют рекламных полос. Сергей Капица приглашал журнал
«Ломоносов» к совместному сотрудничеству на телевидении…» (№
2, с. 125).
«В СССР была великая наука… Многие до сих пор гордятся этой верой в
непогрешимость советской науки. А вот специалисты в области истории
естествознания и техники сомневаются, потому что знают, как оно было
на самом деле. Наша наука – не столько советская, сколько русская. С
примесью немецкой. А еще у нас и разведка неплохая была. Вот все и
получилось». (2, 119)
«Галлюцинации наркоманов моделируют на компьютере. Интервью с Робертом
Моррисом, который уже пятнадцать лет возглавляет кафедру парапсихологии
Эдинбургского университета. Здесь изучают телепатию»
(2, 128)
«Француз нашел Атлантиду. Легендарный остров утонул именно там, где
указывал Платон. До Платона рассказы об Атлантиде путешествовали по
Древнему Египту целых девять тысяч лет»
(1, 84 – интересно все-таки, по каким
источникам наши ломоносовы изучали «Древний Египет»
Х1 тысячелетия до н.э.?)
«Оказалось, что лучше всего закольцовывался в нейронах незабываемый
шлягер Олега Газманова «Мои мысли, мои скакуны». Второе место в головах
заняла группа «Руки вверх» с мелодичным произведением про молодого
солдата, который скучает без своей крошки. И, наконец, звонкоголосая
Земфира запала в немалое количество лобных долей композицией «Хочешь, я
убью соседей, что мешают спать?» (1,
72)
«С прыщами нам уже даже неинтересно работать, - говорит Иван Чернышев. –
Выводим их легко. Любые. В девяносто девяти случаях из ста избавляем от
псориаза и экземы»… Вы не поверите, но холодом можно, оказывается,
лечить ревматизм, всякие атрозы-артриты, радикулит. И даже ангину и
простуду с насморком… А несколько процедур, если верить энтузиастам
морозильного дела, оздоравливают по полной программе. Десять посещений
антисауны равносильны пяти-шести годам усердного закаливания в проруби.
«За две-три минуты человек теряет в морозильнике миллион калорий
энергии, - говорит Иван Чернышев. – Сжигает ее, чтобы не околеть.
Одновременно резко ускоряется обмен веществ, усиливаются циркуляция
крови и лимфодренаж». Этим ученый объясняет успехи в борьбе с ожирением
и целлюлитом. А вот от чего у мужчин усиливаются потенция и либидо, не
совсем понятно» (1, 12 – 13).
«С медицинской точки зрения совсем не обязательно иметь регулярные
циклы… От регулярных менструаций могут возникнуть серьезные заболевания.
Кутиньо и Сигал в своей книге отмечают, что во многих странах
менструальные периоды становятся более частыми. И как следствие, ведут к
распространению эндометриоза – состояния, при котором маточная ткань
застревает внутри (??),
вызывая острые боли в животе при менструации. Кроме того, недавно
установлено, что частота заболеваний репродуктивных органов, например
рака яичников, непосредственно связана с числом менструальных циклов
в жизни женщины… Связь между количеством менструальных циклов и
повышенным риском раковых заболеваний практически установлена… Оральные
противозачаточные средства снижают риск раковых заболеваний
репродуктивных органов. Но пока никто не провел исследований
относительно их долгосрочного воздействия»
(2, с. 103 – 105)
Иными словами, регулярные менструации
вызывают рак, и чем их было больше, тем вернее (и не поспоришь: в
пожилом-то возрасте действительно болеют раком гораздо чаще, чем в
молодости; неужели и мужчины –
тоже из-за менструаций?) Зато гормональные таблетки (названия снадобий
прилагаются, одно дороже другого) избавят прекрасный пол не только от
беременности и надоедливых кровотечений, но и от онкологии. Именно такие
выводы должна сделать массовая женская аудитория из этой
«научной» статьи. Уровень аргументации
– «пока никто не провел исследований относительно долгосрочного
воздействия». Но глотать таблетки
предлагается именно «долгосрочно»,
лучше всего - постоянно. Чем больше денег вы на них потратите, тем
скорее заинтересованные фармакологические компании проведут
исследования.
А что такое эндометриоз на самом
деле – см., например, «Справочник практического врача»
под ред. академика А.И. Воробьева, М, 4-е изд., 1993, с. 398.
Не могу судить обо всех статьях в новом
журнале. Сенсационное открытие антигравитации, которому посвящена целая
подборка материалов № 1, лучше прокомментировали бы физики. Например,
академик Э.П. Кругляков, которого на страницах «Ломоносова»
назвали «своего рода фанатиком»
(1, 125).
Но можно заранее согласиться, что
некоторые публикации – изначально вполне добросовестные (хотя общий
стиль а ля «Московский комсомолец»
мешает воспринимать их содержание).
И что же с того? Представьте себе, что
некое кафе рекламирует свою кухню как продолжение лучших кулинарных
традиций Москвы и Парижа. Но когда вы садитесь за столик, вам приносят
прокисший салат и жаркое с тараканом. Чтобы сделать выводы о работе
заведения - нужно ли проводить на кухне масштабное исследование и
доказывать, что готовят там только и исключительно тухлятину? Или
разбираться во взаимоотношениях поваров с официантами (в нашем случае –
во взаимоотношениях английской и русской редакций) – кто именно
подбросил в вашу тарелку биологически активную добавку с хитином?
По-моему, с точки зрения покупателя
(читателя) все и так понятно. Ведь Газманов, парапсихология, трамвайное
(с националистическим душком) хамство по отношению к советской науке,
целые полосы, занятые бессмысленными фото-отчетами о «красивой жизни» («Шампанское,
господа!») – все это не случайные
ошибки, а свидетельства сознательного и принципиального разрыва с той
традицией научно-популярной периодики, которой наша страна могла
гордиться каких-нибудь 15 лет назад.
Пусть этот «NewScientist»
и дальше читают «элегантные
джентельмены, для которых глянцевые журналы не жалеют рекламных полос».
(*) Не путать с Интернет-журналом «Ломоносов» (создан МГУ
им.М.В.Ломоносова совместно с ИПС Рамблер,
http://lomonosov.msu.ru;
http:www.msu.ru/russian/sci).
Первая публикация: «Первое сентября», 2002, № 87.
|